Трансперсональная психотерапия и холотропное дыхание как метод реабилитации больных хроническим алкоголизмом и наркоманией

Заключение

Цель самых необычных систем психотерапии — понять, как работает психика и как развиваются эмоциональные расстройства. Их цель — использовать разработанные ими теории, чтобы изменить то, как пациенты мыслят, чувствуют, ведут себя и принимают жизненно важные решения. Даже в самых недирективных формах психотерапии терапевт считается основным звеном в процессе исцеления, поскольку обладает знаниями и подготовкой, более высокими, чем у пациента. Таким образом, это считается достаточной квалификацией терапевта для того, чтобы руководить самоисцелением пациента с помощью соответствующих вопросов и толкований.

Проблема состоит в том, что лишь немногие школы терапии выражают согласие по поводу самых фундаментальных моментов, касающихся тайн человеческой психики, природы психопатологии или даже терапевтических методов. Подход к той же самой болезни варьируется в зависимости от личных убеждений терапевта и от школы, к которой он принадлежит. Что касается школ, то здесь нет деления на плохие и хорошие в плане получения терапевтических результатов. Известно, что «хорошие терапевты» различных школ получают хорошие результаты, а «плохие терапевты» — плохие результаты. Более того, результирующие изменения у пациентов мало имеют общего с тем, как их представляют терапевты. Было высказано предположение, что успех психотерапии может не иметь ничего общего с методом терапевта и содержанием вербальных интерпретаций. Он зависит от таких факторов, как качество отношений в терапевтической обстановке, степень сопереживания или чувство пациента по поводу того, насколько его поняли и поддержали.

В традиционной вербальной психотерапии от пациента ожидается, чтобы он предоставил информацию о его настоящих и прошлых проблемах и по возможности описал свои сны, которые, как считается, обеспечивают прозрение в бессознательное. Следовательно, решать, что является психологически уместным, не вправе ни один терапевт. Таким образом, анализ Фрейда сосредоточен на сексуальных моментах, анализ Адлера делает акцент на материале, относящемся к чувствам неполноценности и стремлении обрести власть и т. п. Работа же с ИСС, напротив, минует проблемы теоретических различий между разными школами и ролью терапевта как толкователя психологического материала. В ИСС материал с самой сильной эмоциональной заряженностью автоматически выбирается и выносится в сознание. Эти измененные состояния обеспечивают также необходимые прозрения и мобилизуют наши внутренние целительные силы со всей присущей им мудростью и энергией. Как бы мы не пытались копировать эти естественные процессы исцеления, ни одна школа даже близко не приблизилась к этому.

Самым важным требованием к психотерапевту, использующему ИСС, — это не подчинять себе особые методы и направлять пациента в желаемое русло, а принимать спонтанно разворачивающийся процесс и доверять ему. Важно делать это безоговорочно, даже если время от времени терапевт не понимает происходящего интеллектуально.

Эта задача бросает вызов большинству специалистов, которые привязаны к теоретическому руководству своих школ. Без особых усилий со стороны терапевта в результате разворачивания непредсказуемого массива переживаний (которые могут быть биографическими, перинатальными, трансперсональными и всеми тремя одновременно) симптомы проясняются и происходит преображение человека. В голотропной терапии, в работе с критическими состояниями духа, в сеансах психоделической и процессуально-ориентированной терапии можно увидеть множество явных исцелений и положительных изменений в личностях, которые совершенно ускользают от попыток рационального понимания.

В работе с ИСС роли терапевта и пациента весьма отличаются от их ролей в традиционной психотерапии. Терапевт — это не активный агент, который вызывает изменения в пациенте путем специальных вмешательств, а тот, кто разумно сотрудничает с его внутренними целительными силами. Это понимание роли терапевта совпадает с изначальным значением греческого слова therapeutes, которое означает «человек, помогающий в процессе лечения». Это также находится в согласии с подходом к психотерапии К.-Г. Юнга, где считается, что задача терапевта — быть связующим звеном между пациентом и его внутренней сущностью, которая таким образом управляет процессом преображения и индивидуализации. Мудрость, требуемая для изменения и исцеления, исходит из коллективного бессознательного и далеко опережает знания, которые терапевту доступны интеллектуально.

В то время как терапевт и пациент могут иногда испытывать беспокойство из-за недостатка рационального понимания в процессе лечения, яркие позитивные изменения, достигаемые пациентом за сравнительно короткие периоды времени, являются более чем достаточной компенсацией. В такого рода работе становится ясно, что жесткую концептуальную схему, которая раскладывает проблемы пациента по полочкам, использовать невозможно. Как утверждал Юнг, нет никакой гарантии в том, что наблюдаемое в отдельном терапевтическом сеансе уже виделось раньше и может быть понято в терминах существующей школы. Психика не имеет пределов, и ее ресурсы и творческий потенциал безграничны. По этой причине возможно то, что в любой терапевтической встрече можно очень хорошо засвидетельствовать или пережить явления, которые прежде никогда не наблюдались. Это делает терапевтическую работу волнующим продолжающимся приключением, полным открытий и новых постижений на каждом повороте.

Мне очень радостно, что этот психотерапевтической подход, хотя и достаточно робко, но все таки формируется в такой области медицины как наркология. Традиционные методики не оправдали себя, так как процент излечения от алкоголизма и наркомании даже в лучших клиниках колеблется от 3 до 10 %. Волна наркологических заболеваний захлестнула нашу страну. В некоторых городах России 80 % молодежи в возрасте от 15 до 25 лет злоупотребляет наркотиками (г. Новый Уренгой, Ноябрьск, Магадан и др.). Это стало настоящей национальной бедой. Использование трансперсональной терапии в реабилитации наркологических больных, как было показано выше, дает высокий процент стойких длительных ремиссий и в отличии от других видов терапии решает глубинные психологические проблемы, приводящие к наркотизации, используя при этом колоссальные внутренние ресурсы психики человека. Излечение идет без навязывания своего мнения со стороны терапевта, без нравоучений, что очень важно в работе с молодежью. Доверие к терапевту — один из главных факторов в излечении этой категории больных.

Я очень надеюсь, что моя работа, которая явилась результатом исследований самой современной из доступной мне литературы, личного опыта участия в обучающих голотропных сессиях в Московском городском психоэндокринологическом центре под руководством врача-психотерапевта к.м.н. Литвинова А.В., в Институте Трансперсональной психологии под руководством к.ф.н. Майкова В. В. и др., а также практической работы в медицинских реабилитационных наркологических центрах будет полезна специалистам, занимающимся вопросами реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.

Автор работы Дороганич Светлана (1999 г.)

Далее… “Список литературы”

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Автор

Юрий Киселёв: Практикующий преподаватель йоги и дыхательных психотехник. Мастер восточных массажей и телесно-ориентированной терапии.