Трансперсональная психотерапия и холотропное дыхание как метод реабилитации больных хроническим алкоголизмом и наркоманией

Практическая часть

Методика проведения трансперсональной психотерапии в реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией

Этапы психотерапевтической работы

Этап 1. Предварительный

На этом этапе трудность состоит в том, что в своем большинстве пациенты фиксированы на формально предъявляемой жалобе и плохо понимают ее связь со своим психологическим состоянием. Необходимо объяснить больному связь между его заболеванием и психологическими проблемами личности. Больной должен осознать, что без решения внутриличностных проблем, вызывающих наркотизацию, невозможно выздоровление. Таким образом, основной задачей 1-го этапа заключается в подготовке пациента к психотерапевтической работе, осознания им необходимости такой работы, формирования мотивации к лечению.

Этап 2. Индивидуальная трансперсональная психотерапия

Сеанс индивидуальной ТП проводится, как правило, перед медикаментозной сенсибилизацией больного к ПАВ. Основная цель сеанса — активировать самые глубокие пласты личности, «запустить» механизм саморегуляции и, таким образом, подготовить пациента к медицинской процедуре, которая сделает невозможным употребление того или иного ПАВ в течении продолжительного времени.

В соответствии с задачами данного этапа терапевт предоставлял больному возможность спонтанного включения в сеанс и оказывал помощь лишь при возникновении нежелательных эффектов (возникновения «блоков», головной боли, чувства озноба), которые рассматривались как побочные. Он предлагал больному изменить ритм и глубину дыхания, успокаивал его, проводил легкий массаж. Постепенно больной сам начинал принимать активное участие в своем исцелении, и терапевт развивал у него чувство владения собой. И независимости от помощника.

Собственно сеансы включали:

Начало занятий: Разминка продолжительностью 10 мин., цель которой заключалась в уменьшении у больного напряжения, тревоги и достижении начальной степени релаксации и легкого самопогружения, обучение пациента умению самостоятельно регулировать дыхание в процессе сеанса.

Собственно сеанс. Продолжительность 1 — 1 час 30 мин.

Начало сеанса (10 — 15 минут) включало суггестивное «наведение» релаксации мышц лица, рук, грудной клетки, живота, ног и включение активного воображения с помощью формулы-образа «ребенка, который еще не знаком с алкоголем или наркотиком», «теплого лесного озера», «материнского лона», «лестницы», «гор» и т. д. Данная подготовительная работа способствовала раскрепощению пассивного воображения, развертыванию цепи ассоциаций и развитию более глубоких спонтанных переживаний в ИСС. Терапевт предлагает пациенту сосредоточиться на настоящем моменте и месте пребывания — на «здесь и теперь».

Данная формула сопровождалась использованием классической музыки и музыкой в стиле «нью-эйдж».

После окончания суггестивного воздействия давалась команда сконцентрировать внимание на дыхании и начать углубленное дыхание. Использовалась непродолжительная гипервентиляция (15 — 20 минут) с учетом имеющихся у больного вегетативных изменений, наличия абстинентного синдрома, стадии заболевания, соматической патологии, личностных особенностей больного.

Таким образом, гипервентиляция не являлась единственным компонентом, способствующим развитию у больных ИСС, для введения больных в ИСС также использовались суггестивные методы и предварительная когнитивная работа.

Музыкальная программа способствовала развитию у больных пассивного воображения, создавала определенное эмоциональное состояние, оживляла воспоминания и способствовала вскрытию и осмыслению внутренних проблем, желаний, тенденций. Она являлась логическим продолжением формул-образов.

Музыкальная программа состояла из 3-х групп отрывков:

давалась с целью усилить напряжение, тревогу, задать ритм дыханию с помощью ритмичной музыки, барабанной дроби;
давалась с целью стимуляции интенсивных эмоций, переживаний с помощью драматической музыки или музыки в стиле «нью-эйдж»;
давалась с целью снятия возникшего напряжения с помощью спокойной расслабляющей музыки или музыки, дающей заряд энергии, бодрости.
В конце сеанса пациенту давалась формула-образ освобождения от ПАВ в результате глубокого дыхания. Таким образом, индивидуальный сеанс ТП являлся началом лечения психической зависимости от ПАВ.

После окончания сеанса ТП проводилась беседа с пациентом. Он описывал переживаемые зрительные образы, тактильные ощущения, эмоциональное состояние во время и после сеанса. Больному предлагалось после медикаментозной сенсибилизации продолжить психотерапевтическое лечение в группе по методу голотропного дыхания, а также заключить контракт с терапевтом на индивидуальное консультирование.

Этап 3. Групповая психотерапия по методу голотропного дыхания Станислава Грофа

Основная задача 3-го этапа психотерапевтической работы — адаптация больного к новым условиям, к жизни без алкоголя или наркотика, создание мотивации к трезвому образу жизни, психологическая поддержка больного в период реабилитации.

Процедура голотропной терапии включает в себя:

  • Психологическая подготовка
  • Голотропическая сессия
  • Завершающее собеседование

Самой процедуре предшествует консультация пациента у врача-психиатра или нарколога, цель которой определить, нет ли противопоказаний для проведения метода (серьезные сердечно-сосудистые заболевания, наличие незаживших хирургических швов, беременность, эпилепсия, шизофрения, повышенная ломкость костей, недавно перенесенное тяжелое заболевание, течение инфекционного заболевания, внезапная отмена нейролептиков, абстинентный синдром).

Начинается процедура с предварительной психологической подготовки. Терапевт знакомит пациентов с расширенной картографией человеческой психики, которая включает биографический уровень, перинатальный с элементами процесса смерти-возрождения и весь спектр трансперсонального опыта. В беседе подчеркивается, что даже самые необычные переживания совершенно естественны и регулярно происходят в этих обстоятельствах в любой группе случайно взятых людей. В ходе голотропного сеанса довольно успешно преодолеваются эмоциональные и психосоматические блокады (что составляет проблему в вербальной психотерапии). Основным препятствием при использовании метода представляется барьер защиты, который имеет интеллектуальную или философскую природу. Переживания, связанные с этим трансперсональным опытом, зачастую кажутся странными, зловещими, и люди склонны бороться с ними, блокировать их. Поэтому обсуждение новой углубленной картографии психики — очень важная часть голотропной процедуры.

Затем пациентов знакомят с техническими деталями процесса. Рассказывают, что сессия голотропного дыхания проводится в положении лежа на спине, откинувшись с закрытыми глазами. Голонавтам (дышащим участникам сессии) необходимо всецело сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызываемых дыханием и музыкой, подчиняясь им с полным доверием и без суждения. Общая установка весьма близка той, что используется в некоторых методиках буддийской медитации — просто наблюдение за возникающими переживаниями, принятие их без попыток сопротивления, а также без попыток осознать, объяснить переживаемое, а также регистрация и несдерживание переживаемого.

Психологическая подготовка включает также обсуждение основных правил восприятия музыки, физической поддержки, техники интенсивного дыхания, а также поведения ситтеров (помощников).

Заранее создается должная обстановка для проведения сессии голотропного дыхания. Комната должна быть достаточно просторной для того, чтобы половина участников свободно разместилась в положении лежа на матрацах, не касаясь друг друга даже тогда, когда их руки и ноги разведены в стороны. Она должна быть изолирована от источников внешних шумов и, с другой стороны, позволять без ограничения использовать музыку большой громкости и полное голосовое выражение для участников. Пол должен быть мягким, покрытым матрацами или матами. Необходим достаточный запас подушек, простыней, одеял. Во время сессии у голонавтов иногда бывает рвота, кашель, повышенное слюноотделение, так что запас целлофановых пакетов будет не лишним. Перед проведением голотропной сессии комната проветривается. Яркий свет препятствует переживаниям и на время сессии крмната полузатемняется. Все участники (терапевт, голонавты, ситтеры) приходят на сессию в свободной, удобной одежде. Нужно снять с себя все, что может затруднить дыхание или помешать свободному проявлению внутреннего процесса (очки, контактные линзы, пояса, часы и т. д.).

Перед началом сеанса группа делится на две части: голонавтов и из ситтеров («сиделок», помощников). Терапевт с одним или двумя опытными помощниками может вести группу до 20 — 30 человек. Во время следующего сеанса пары меняются ролями. Таким образом, каждый участник получает уникальный транс- и интерперсональный опыт с большим целительным и трансформирующим потенциалом. Разделение на группы и выбор партнеров обычно предоставляется самим участникам.

До начала сеанса партнеры обговаривают все вопросы относительно вмешательства при наличии телесных блоков, помощи при других состояниях, в том числе о возможности и степени физического контакта. Разговоры во время сеанса препятствуют течению процесса, их надо избегать. Время от времени возможно одним-двумя словами выразить просьбу, а вообще для поддержания связи между голонавтом и ситтером пользуются языком жестов. В частности, в ходе сеанса голонавт иногда забывает о гипервентиляции или, вовлекаясь в переживание, задерживает дыхание. Если нужно напомнить голонавту о необходимости продолжать интенсивное дыхание — это должно быть сделано без слов, легким прикосновением к плечу, животу или груди.

Сессия голотропного дыхания начинается с короткого периода медитации и релаксации (расслабления). Голонавтам предлагается принять позу лежа на спине с несколько разведенными руками и ногами и раскрытыми кверху ладонями, а затем закрыть глаза. Эта поза отражает основную установку сессии: полную внутреннюю открытость, восприимчивость и принятие всего, что происходит. Терапевт проводит сеанс, используя свои словесные формулы релаксации или, под его контролем — сами голонавты, если владеют эффективной техникой расслабления (аутотренингом, управляемым воображением и т. п.).

Когда голонавты расслабились и успокоились, терапевт предлагает всем участникам сосредоточиться как только возможно на настоящем моменте и месте пребывания — на «здесь и сейчас». Нужно оставить позади вес воспоминаний, мысли о будущем, любые ожидания того, что произойдет во время сеанса. Какое-либо программирование нарушает спонтанный процесс самоисцеления, интеграции психики. В ходе голотропной терапии автоматически всплывает материал, эмоционально наиболее значимый и соответствующий теперешней ситуации жизни пациента. Поэтому лучшей стратегией для участника дыхательной сессии является приостановка аналитического процесса («выключить ум») и подчинение с полным доверием мудрости тела и психики.

Ситтер должен сосредоточиться на одном — глубоком человеческом беспокойстве о партнере, на вере в мудрость и спонтанный потенциал психики, на интерес к происходящему в комнате процессу.

После физического расслабления и подготовки сознания голонавтам предлагают сконцентрироваться на дыхании, сонастроиться с его естественным ритмом, не пытаясь его изменить. Чтобы легче войти в соприкосновение с ритмом дыхания, его можно представить, как облако света, пронизывающего все тело в ритме вдоха и выдоха, раскрывающее каждую его клетку и наполняющее живительной энергией.

Затем голонавтам предлагается дышать более интенсивно, чаще и глубже, чем обычно. Ритм и способ дыхания (использование носа и рта, выбор грудного и диафрагмального дыхания и т. д.) оставляется на усмотрение интуиции организма человека. Когда частота дыхания достаточно возросла, терапевт направляет внимание голонавтов на музыку, поощряя отдаться ее потоку, ритму дыхания и любому переживанию с полным доверием к происходящему процессу.
В идеале требуется лишь минимальное вмешательство ситтеров. Их роль состоит в том, чтобы наблюдать процесс и быть уверенным в том, что голонавт поддерживает надлежащий ритм дыхания, который должен быть чаще и глубже, чем обычно. При необходимости ситтер напоминает голонавту, задавая ритм собственным громким дыханием или легким надавливанием на плечи, грудь, живот. Более активное вмешательство ситтеров в процесс происходит при работе по отреагированию с дыхательными блокадами, снижению чрезмерной интенсивности эмоций и физических проявлений, когда голонавт становится менее управляемым. Но основная работа ситтера во время сеанса — это поддержка, защита и забота.

Как отмечалось ранее, в большинстве случаев дыхательный опыт развивается с нарастанием эмоций и физических проявлений, с кульминацией и более или менее внезапным разрешением. Если до этой поворотной точки терапевт и ситтеры поддерживают ускоренную частоту и глубину дыхания голонавтов, то с этого момента последние выбирают свой собственный ритм, идут на «автопилоте». В это время дыхание может быть и крайне замедленно — до 2 — 3 вдохов в минуту.

В заключительной фазе дыхательного сеанса роль ситтера может быть более активной, если есть какие-либо остаточные напряжения в теле. Работа его включает также эмоциональную и физическую поддержку. Вообще вмешательство ситтера в процесс должно быть минимальным, ненавязчивым и достаточным. По наблюдениям Ст. Грофа, наиболее продуктивны те сессии, в которых голонавту не требуется внешняя помощь.

Дыхательный сеанс продолжается до 4-х часов, но для каждого голонавта его продолжительность индивидуальна. Момент прекращения участия в сеансе он выбирает сам, доверяя собственному ощущению глубокого удовлетворения и достаточности.

Завершающее собеседование строится таким образом, чтобы максимально способствовать целостному выражению участниками-голонавтами, затем ситтерами — своих переживаний. В этот момент происходит заключительная фаза интеграции психики, что не нуждается в формальном анализе. Глубокие, искренние переживания сомоочевидны, они самоосвобождающие. И обсуждение после сессии обычно сводится к восхищению новыми открытиями в познании себя — с чувством освобождения, облегчения и стабилизации.

Необходимо отметить, что не всегда дыхательный сеанс завершается хорошей интеграцией, иногда материал приходится дорабатывать в последующих сессиях. Нельзя представлять погружение во внутренние пространства своей психики, как легкую и безопасную прогулку, делая упор лишь на ее потенциальную пользу. Нужно упомянуть о редких случаях декомпенсации, связанных с вскрытием сущности проблемы, которая пока не может быть разрешена пациентом. Проявляются они в тяжелых психосоматических симптомах, головной боли, общей вялости, депрессии. В таких случаях терапевт незамедлительно проводит с пациентом еще одну сессию, чтобы добиться положительного разрешения. Здесь терапевт максимально использует весь свой опыт. Нет рецептов на все случаи жизни. Для терапевта — это движение, динамика непрерывного обучения и совершенствования, постоянное осознание собственного процесса и дополнительная работа над собой.

Однако со знающим проводником, имеющим личный практический опыт «погружений» и постоянно поддерживающим свою форму, такие занятия совершенно безопасны, а при многих заболеваниях, в частности, при алкоголизме и наркомании — благотворны. Несколько лет занимаясь проведением семинаров по голотропному дыханию, еще и еще раз убеждаешься, что дыхание — это еще и дух, а голотропное дыхание — метод, который природа сама предоставила человеку для продолжения процесса его совершенствования.

Наблюдение 1. Больная Н., 26 лет, героиновая наркомания; злоупотребляет героином с 22 лет.

«…Увидела себя сидящей за столом, рядом со мной сидели моя трезвая и моя пьяная части. Пьяная часть была похожа на большую черную птицу, она накрывала нас своими крыльями и прижимала к столу. Было ощущение, что она хочет нас уничтожить, придавить. И тогда я сказала ей: «Дорогая моя пьяная часть, ведь ты — часть меня. Если ты уничтожишь меня, то и сама погибнешь». Пьяная часть удивленно на меня посмотрела и стала уменьшаться в размерах. Я погладила ее по голове, она улыбнулась мне в ответ и стала совсем маленькой. Внезапно я увидела, что сижу за тем же самым столом одна и чувствую удивительное состояние расслабления и покоя…Я увидела себя маленькой девочкой, лет пяти. У меня были голубые глаза, пушистые светлые волосы, я увидела маленькие ручки с бархатной кожицей и тонкие еле заметные венки. Я подбежала к этой девочка, взяла ее на рука и заплакала. Как я могла в такое чудо засовывать иглы! У меня беспрерывно лились слезы, потом видение пропало и я увидела бескрайнее синее небо. Я стала подниматься все выше и выше. Потом я поняла, что лечу к какой-то планете, от нее к другой, третьей. Я облетела множество планет, увидела, что они все разные. А на последней планете я встретила добрую волшебницу, которая открыла мне один секрет. Она сказала, что какими бы разными ни были эти планеты у них есть единственное объединяющее чувство — любовь. На всех планетах все разумные существа любят одинаково, испытывают такие же чувства, как и мы. И я почувствовала переполняющее меня, огромное чувство любви ко всему миру, которого я не испытывала никогда раньше».

Наблюдение 2. Больная Н., 35 лет, хронический алкоголизм, 2 стадия; злоупотребляет алкоголем с 28 лет.

«…Увидела двух борющихся птиц. Одна черная и лохматая: за ней стояли силы, желающие мне зла, — другая — маленькая белая; за ней стояли добрые силы… В процессе борьбы белая птица увеличивалась в размерах и закрыла меня от черной своими крыльями. Я ощутила ее крылья, шелковистые и мягкие на ощупь…»

Наблюдение 3. Больной К., 45лет, хронический алкоголизм, 2 стадия, злоупотребляет алкоголем с 25 лет.

«…Я пробираюсь по узкому тоннелю на поверхность, вижу впереди свет. Тоннель вибрирует, он может разрушить меня. Я чувствую боль в мышцах рук и ног, состояние удушья. Я из последний сил поднимаюсь на поверхность, если не поднимусь, то погибну. Я работаю руками и ногами, я рву этот тоннель зубами. Наконец, я приближаюсь к выходу, высовываю голову и руками помогаю себе подняться. И тут я вырываюсь в небо, лечу над зеленым лугом и чувствую колоссальное облегчение, начинаю дышать полной грудью, жадно вдыхая воздух. Боли в мышцах также внезапно прошли. Состояние расслабления и легкости…»

Больные, чьи рассказы о переживаниях во время голотропной сессии были приведены выше, получили в процессе реабилитации шестидневный курс психотерапии по методу голотропного дыхания Ст. Грофа и в настоящий момент имеют стойкую ремиссию ( 6 месяцев).

Занятия проводились три раза в неделю, длительность терапии занимала 2 недели. Группа состояла из 12 человек ( больные алкоголизмом — 8 человек и наркоманией — 4 человека). Из них семеро мужчин и пять женщин. Возраст больных от 22 до 48 лет. До начала голотропной терапии они прошли первые два этапа ТП и медикаментозную сенсибилизацию к алкоголю и героину.

Для сравнения параллельно с этой группой работала аналогичная по всем характеристикам группа, лечение больных в которой проводилось традиционной терапией (медикаментозная сенсибилизация, назначение медикаментозных препаратов, когнитивная психотерапия).

Уже после первых двух занятий в группе, которая работала по методике ТП, отмечалась нормализация сна, перестали беспокоить головные боли, боли в эпигастрии, улучшилось настроение, стабилизировались цифры артериального давления, отмечался выраженный вегетостабилизирующий эффект. На втором этапе постреактивного развития существенная редукция симптоматики отмечена в 80 %, что значительно выше цифр в группе больных с традиционной терапией (52 %), на третьем этапе — 74 %. Уже через 4 — 5 занятий больные чувствовали себя практически здоровыми людьми, исчезали все те жалобы на здоровье, которые они предъявляли до лечения, включая жалобы на психическую зависимость от алкоголя или наркотика. При использовании голотропной терапии не наблюдалось случаев полного отсутствия терапевтического эффекта, тогда как в группе больных с применением традиционной методики эта цифра составила 8%.

В результате после проведенной ТП стойкая ремиссия в течении шести месяцев сохраняется у 75 % больных по сравнению с 50% в группе больных с применением традиционной терапии, что говорит о высокой эффективности 3-этапной трансперсональной психотерапии в реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.

Далее… “Заключение”

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Автор

Юрий Киселёв: Практикующий преподаватель йоги и дыхательных психотехник. Мастер восточных массажей и телесно-ориентированной терапии.