Трансперсональная психотерапия и холотропное дыхание как метод реабилитации больных хроническим алкоголизмом и наркоманией

Психоаналитическая теория

Взгляды на гипноз с психоаналитических позиций вначале были сконцентрированы на проблеме удовлетворения инстинктивных желаний индивидуума с помощью создания перенесения. При этом гипнотизер, замещая идеал «я» (сверх «я») субъекта, играет роль всемогущего отца.

Fenichel (1953), более подробно проанализировав сексуальные позиции пациента, считал, что они направлены на удовлетворение прегенитальных влечений пассивно-рецессивного типа.

В последние годы гипноз рассматривается психоаналитиками преимущественно в плане психологии «я». Так, ряд авторов считают, что гипнотическое состояние является проявлением механизма защиты, при котором больной стремится скрыть свою агрессивность по отношению к гипнологу путем преувеличения своей покорности.

Существует еще одна точка зрения, что возможен гипноз без гипнотизера. При этом в воображении больного «возникают образы-покровители раннего детства или образы гораздо более позднего периода, наделенные авторитетом».

Steward H. (1963) допускал, что гипнотизируемый находится в амбивалентном положении по отношению к гипнотизеру, которого он любит и ненавидит одновременно. Также он считал, что гипнотический транс может быть понят как соучастие гипнотизера и пациента, направленное на подавление агрессивной атаки последнего на гипнотизера, но одновременно это является и проявлением атаки. В гипнозе появляется возможность вызвать и оживить вытесненные воспоминания с помощью проекции «сверх я» на место гипнотизера. Таким образом, субъект чувствует себя в значительной мере освобожденным от власти собственного «сверх я» и может дать свободный выход воспоминаниям.

Теория, рассматривающая гипноз как состояние, близкое ко сну

Аббат Фария (1819) первым употребил выражение «светлый сон» для обозначения гипнотического состояния. Schilder, Kauders, Kretschmer, Stokvis и др. поддерживали идею о родственности гипноза и сна с физиологической точки зрения, считая, что за возникновение гипноза ответственны подкорковые центры, регуляторы сна.

Однако ряд исследователей опровергли это положение, т.к. по их данным дыхание, пульс, ЭЭГ в гипнозе и состоянии бодрствования оказались идентичными. Так при регистрации показателей ЭЭГ во время гипноза у большинства больных не выявлено каких-либо изменений в них, но у некоторых пациентов были отмечены изменения, которые нельзя было объяснить однозначно.

Brenman M. (1951) считал, что гипноз подобен сну в психологическом плане. Bellak (1955) рассматривал гипноз как частный случай самоисключения функции «я», что имеет место и во сне, т.к. в гипнозе возникает топологическая регрессия в бессознательное.

Таким образом, ни одна из существующих в настоящее время гипотез не может в полной мере объяснить гипнотическое состояние.

Однако появившиеся в последние годы современные методы психотерапии дают возможность индуцировать ИСС с более выраженными вегетативными, психическими, поведенческими реакциями. К числу таких методов относится методика «голотропное дыхание» (Гроф С., 1992 — 1994), в которой с помощью гипервентиляции и музыкального воздействия участники психотерапевтической сессии достаточно быстро погружались в ИСС.

На основе анализа переживаний, возникающих у участников в ИСС, можно сделать вывод, что различные варианты ИСС отражают многочисленные уровни сознания.

Первый уровень сознания — психодинамический опыт является автобиографичным, индивидуальным и содержит «память эмоциональных событий и конфликтов», имевших место в различные периоды жизни человека. Переживания этого уровня интерпретируются Грофом в соответствии с фрейдовскими принципами психоанализа. Однако автор обогатил эту область концепций системой конденсированного опыта (СОЕХ), которая заключает память о событиях, имеющих аналогичные темы или содержащих аналогичные элементы. В сеансах ее появление сопровождается сильным эмоциональным зарядом того же качества.

Второй уровень — перинатальный — отражает переживания, связанные с различными стадиями процесса рождения, сопровождающиеся эмоциональным реагированием и выражающиеся непосредственно или в форме символических явлений.

Третий (высший) уровень — трансперсональный — охватывает состояния прозрения и откровения о духовных размеренностях сознания, явления, относимые к разряду паранормальных или психотических.

В настоящей работе предпринята попытка изучения феноменологической структуры ИСС, индуцируемых в процессе проведения сеансов трансперсональной психотерапии (ТП) с помощью следующих методов:

наблюдения за вегетативной, эмоциональной, моторной реакциями больных во время и после сеанса ТП;
наблюдения за больными после устранения блоков и освобождения подавленного аффекта во время сеанса ТП;
наблюдения за реакцией больных на изменение музыкального сопровождения;
анализ рассказов участников сеанса во время завершающего собеседования;
изучение творческих работ больных (рисунки, рассказы), созданных ими после окончания сеанса ТП и отражавших их переживания во время сеанса;
индивидуальная психотерапия.
Теперь сформулируем основные характеристики ИСС, индуцируемых на сеансах ТП.

Во время проведения сеанса ТП у больных возникали следующие непатологические психические изменения:

Психосенсорные изменения

Синестезии

Синестезии возникали при раздражении периферических окончаний слухового или тактильного анализаторов с трансформацией этих ощущений в элементарные зрительные, тактильные и слуховые иллюзии.

В проводимых сеансах встречались следующие типы синестезий:

А. Фонопсии — видение ярких, четких пятен различной цветовой гаммы в соответствии со слуховым восприятием музыки.
Б. Синосмии — возникновение кажущихся запахов, например, хвои, цветов, соответственно зрительным представлениям и музыкальному восприятию.
В. Синпсихалгии — появление или усиление болевых ощущений в мышцах спины, конечностях, области сердца, животе, головных болей при усилении тревоги.
Г. «Визуализация» — яркое зрительное видение геометрических фигур, узоров, орнамента, мозаики.

Аффективные психогенные галлюцинации

Возникали в сеансах под влиянием выраженного аффекта, например, экстаза, тревоги, при закрытых глазах в представляемом пространстве. Они были четкими, объемными или плоскостными. У больных сохранялась ориентировка в окружающей обстановке и частичный контроль над своим состоянием, осознание нереальности этих образов. Участники сеансов характеризовали их как «воспоминания», сюжет которых основывался на реальных психотравмирующих событиях, например, смерти близких, разводе, сценах унижения и оскорбления в детстве или более позднем возрасте, а также сценах одобрения и признания.

Эйдетические образы

Формировались под влиянием мнестического процесса. Больные говорили, что в сеансе вспомнили свое недавнее путешествие в тот или иной город, любимый уголок природы, бытовые ситуации. Эти образы легко устранялись и локализовались в представляемом пространстве. К эйдетическим образам сохранялось критическое отношение.

Непсихотические галлюцинации

Были непроизвольны в своем возникновении, символичны. При поверхностном уровне ИСС выявлялась связь этих переживаний с внешним воздействии (стук, шум, разговоры, запахи и т. д. ), т.е. внешние воздействия влияли на характер течения сеанса. При более глубоком уровне ИСС наблюдалась утрата связи с внешними воздействиями на короткий промежуток времени. Больные сообщали о кратковременной потере связи с внешним миром и «полной отдаче своим переживаниям».

Галлюцинаторные образы были яркими, четкими, цветными, сценическими и проецировались в представляемое пространство. Несмотря на необычность и подчас фантастичность данных образов, они часто воспринимались как естественные и несущие в скрытом виде важную информацию для больного. Больные либо созерцали их со стороны, либо являлись непосредственными участниками происходящих событий. При этом их участие могло быть как от первого, так и от второго лица. После сеанса содержание переживаний хорошо запоминалось, и лишь иногда больные сообщали о частичном запамятовании событий. Критика либо сохранялась во время переживаний, либо (при более глубоких уровнях ИСС) восстанавливалась сразу после сеанса. Характер галлюцинаций имел четкую связь с аффективными реакциями.

В данных непсихотических галлюцинаторных образах отражались психотравмирующая ситуация, личностные особенности больных, их скрытые желания, потребности и клиническое состояние.

Гиперестезия в виде повышения порога восприятия музыкального звучания, восприятия внешних звуков, тактильных прикосновений

Например, больные отмечали, что «музыка звучала слишко громко», «слишком мешали посторонние звуки», долго сохранялось восприятие слабых тактильных прикосновений к больному.

При глубоких уровнях ИСС больные отмечали гипестезию, которая проявлялась в повышении порога восприятия музыки. Больные сообщали, что практически достаточно громкое звучание музыки было «еле слышно», «не хватало музыки». Но при этом сохранялось восприятие слабых раздражителей (изменения светотени, тихих разговоров в зале, движений ведущего и других участников сеанса).

Парастезии проявлялись в виде ощущений ползания мурашек, озноба, покалываний, дрожи и вибраций в теле

Изменение восприятия схемы тела

Больные отмечали увеличение в размерах всего тела или отдельных его частей, например, рук, ног, плеч. «Сила начинала вливаться в меня и мои руки, плечи начали увеличиваться в размерах», «я стала больших размеров, а все окружающее меня маленьким».

Изменение течения времени

А. Тахихрония. Наблюдалось ускоренное течение времени, которое описывалось участниками как «сеанс длился несколько минут», «был короче, чем обычно».

Б. Брадихрония. Наблюдалось замедление течения времени сеанса. В этих случаях в своих рассказах больные говорили о том, что «не могла дождаться конца сеанса», «казалось, что время как будто остановилось».

Можно предположить, что такое изменение восприятия времени было связано с эмоциональным состоянием больного во время сеанса, насыщенностью сеанса переживаниями, характером вскрываемых проблем и отношением больного к ним.

Непатологические явления деперсонализации и дереализации

А. В виде расстройств восприятия своего тела, движений. Больные описывали ощущения легкости или тяжести в теле, отсутствие чувства рук, ног, «ощущение скованности в конечностях». Иногда они ощущали, что покидают свое физическое тело», чувствовали «отделение от тела» и ощущение полетов в космическом пространстве, изменение положения тела в пространстве («тело оторвалось от пола и поднялось к потолку так, что я мог наблюдать, что происходит в зале»).

Б. В виде аллопсихической деперсонализации. Больные сообщали, что в сеансе возникло чувство утраты единства своего «я» («я представила себе, что раскололась на две половины, их которых одна состоит из темных полос, а другая — из светлых»).

В. В виде аутопсихической деперсонализации, которая проявлялась в нескольких видах: «ощущение чуждости людей, которые находятся вокруг», «наделенные сверхсилами», «сверхвозможностями»; перевоплощение в животных, рептилий, птиц, неодушевленные предметы; раздвоение личности.

Непатологическая дереализация в сеансах встречалась в виде своеобразной «двойной ориентировки», когда участники осознавали, что находятся в данный момент в зале, где проводятся занятия, а с другой стороны, оказались погруженными в свои переживания. В этих случаях искажалось восприятие пространства, расположение тела в пространстве. Больные описывали расширение пространства при ощущении полета в космическом пространстве, сужение при прохождении через узкий тоннель, попадание в клетку, мешок.

Изменение процессов памяти

Гипермнезия

Больные вспоминали чаще травматические и реже радостные давно забытые события своей жизни, которые в ряде случаев являлись мало актуальными для них в настоящем. Скорее всего, здесь можно говорить о вскрытии памяти «аффективного тона отношений» или памяти «эмоциональных и морально-этических реакций», которые были заложены в раннем детстве и являлись очень стойкими.

Изменение процессов мышления

Наблюдается переход к образному и абстрактно-логическому видам мышления.

Мышление больных слагалось из образных компонентов, ассоциативных процессов, что значительно облегчало процесс анализа и синтеза открывающейся информации, наблюдались состояния «инсайта».

Изменение эмоциональной сферы

Наблюдаемый спектр эмоциональных проявлений во время сеансов достаточно широк. На начальных сеансах выявлялись негативные реакции, сопровождающиеся угнетенным настроением, плачем, чувством страха, тревоги, агрессией. В последующих сеансах больные испытывали умеренные положительные эмоции с чувством удовлетворения, но чаще аффект носил ярко экстатический характер с чувством восторга, счастья, радости. Временами непосредственно в одном сеансе можно наблюдать резкую смену негативных и положительных эмоций или одновременное возникновение положительных и негативных реакций, например, «слез радости».

Изменение влечений

Во время или после сеанса у больных отмечалась булемия, жажда, гиперсексуальность (больные представляли сексуальные сцены, испытывали сексуальное возбуждение, которое иногда заканчивалось оргазмом), а также изменение моторных реакций в виде галлюцинаторной гиперкинезии (возникающие под влиянием галлюцинаторных переживаний и соответствующих их фабуле). Моторная реакция присутствовала в виде движений руками, ногами, туловищем. Часто при возникновени болевых или неприятных ощущений больные испытывали желания совершать движения различными частями тела для их уменьшения. Во время сеанса терапевт проводит сфокусированную работу с телом, снимая так называемые блоки, что приводит к уменьшению болевых ощущений в мышцам и чувству расслабления у больных.

Возникновение вегетативной реакции

Изменение функционирования вегетативной нервной системы являлось обязательным признаком ИСС и напоминало по своему характеру активизацию вегетативных реакций по симпатическому или парасимпатическому типам при стрессовых ситуациях.

При парасимпатическом типе реагирования больные испытывали чувство сдавления грудной клетки, ощущения «остановки сердца», «замирание сердца», тошноту, повышенное потоотделение, чувство жара. Кожные покровы у них были розового цвета, конечности теплые.

При симпатическом типе реагировании у больных отмечались бледность кожных покровов, ощущение холода, озноба, сухости во рту, полиурия, похолодание конечностей.

Этапность развития ИСС с постепенным или реже критическим выходом из сеанса.

Сохранность критического отношения к содержанию переживаний, галлюцинаторным образам во время сеанса или немедленное восстановление критики после окончания сеанса.

Частичный или полный контроль за своими переживаниями, когда больные усилием воли способны были «сдерживать слезы», движения прервать сеанс, если переживания или вегето-соматические ощущения становились дискомфортными для них.

Прекращение ИСС с окончанием сеанса.

Указанные характеристики могут быть обязательными для всех вариантов ИСС или встречаться преимущественно при одном из них. Например, возникновение иллюзорных или галлюцинаторных образов, этапность, критическое отношение и контроль за своим состоянием, прекращение переживаний с окончанием сеанса, изменение восприятия времени являются обязательными компонентами ИСС.

Варианты измененных состояний сознания

ИСС, возникающие в процессе проведения сеансов ТП, можно условно разделить на несколько вариантов: дремотоподобный, истероподобный, катарактический и трансперсональный. В процессе проведения курсового лечения по методике ТП менялся характер переживаний, и у каждого больного наблюдались различные варианты ИСС. Хотя невозможно было предсказать динамику фабул, наблюдались общие тенденции, развитие которых шло в позитивном направлении.

Истероподобный вариант

Встречался у 30% больных алкоголизмом, 40% больных с героиновой наркоманией, 70% больных, злоупотребляющих стимуляторами.

При данном варианте наблюдались карпопедальные спазмы, сопровождающиеся алгическими ощущениями, парестезиями; активизация двигательной сферы; эмоциональные разряды; явления непатологической деперсонализации; изменение течения времени; изменение влечений; гиперестезии; вегетативные реакции (чаще по парасимпатическому типу).

Карпопедальные спазмы проявлялись напряжением рук, ног, лица, спины, таза. Это мышечное напряжение сопровождалось алгическими ощущениями в различных частях тела, ощущения «скручивания» рук, ног, парестезиями: «онемением», «ознобом», «холодом», ощущением давления на тело. Тетанические ощущения сопровождались моторными движениями: больные начинали размахивать руками, совершали движения ногами, принимали демонстративные позы: изгибались, переворачивались с боку на бок, начинали совершать танцевальные движения в ритм музыке. Часто истероподобные состояния сопровождались выраженной аффективной реакцией в виде эмоциональных разрядов плача или смеха. В этом варианте ИСС могли наблюдаться явления алло- и аутопсихической деперсонализации. Больные во время сеанса на короткое время открывали глаза, следили за происходящим вокруг. Изменялось течение времени, ослабление контроля. Часто испытывали гиперсексуальность. В процессе сеанса у этой группы больных уменьшалось эмоциональное напряжение, но после сеанса они отмечали чувство усталости.

Катартический вариант

Встречался у 70% больных алкоголизмом, у 50% больных, злоупотребляющих героином и 30% — стимуляторами.

Характеризовался выраженным аффектом; аффективными психогенными галлюцинациями и ментальной переработкой обстоятельств психотравм; вегетативными проявлениями по симпатическому и парасимпатическому типу. У больных при этом сохранялось чувство защищенности и чувство, что данное переживание происходило с ними в прошлом. Больные вспоминали текущие и, казалось бы, забытые психотравмирующие ситуации. Сопровождались данные воспоминания яркой эмоциональной реакцией (больные плакали, искали помощи, сочувствия).

После бурного эмоционального отреагирования уменьшалось внутреннее напряжение, происходило переосмысление обстоятельств и изменение отношений к ним.

Дремотоподобный вариант

Встречался у 65% больных алкоголизмом, у 65% больных, злоупотребляющих героином и у 30% больных, злоупотребляющих стимуляторами.

По выявленным субъективным и объективным признакам напоминал состояние легкой оглушенности, сопровождающееся единичными (45%) или обильными (55%) иллюзорными и реже непсихотическими галлюцинаторными образами в зрительном анализаторе; тактильными иллюзиями; явлениями непатологической соматопсихической деперсонализации и дереализации; изменением течения времени; изменением эмоциональной сферы; возникновением вегетативной реакции (чаще по парасимпатическому типу).

Зрительные иллюзии описывались больными как видение ярких пятен (фотопсии), геометрических фигур, витражных окон, мозаики, орнамента («визуализация»), воспоминаний отдыха на море, даче, путешествий по другим городам (эйдетические образы). Явления соматопсихической деперсонализации проявлялись ощущением легкости или тяжести в теле, больные говорили, что «не чувствуют рук, ног», «ощущают легкость во всем теле». Эмоциональное состояние на протяжении всего сеанса характеризовалось ими как чувство умиротворенности, покоя.

Внешне больные лежали спокойно, изредка меняя позу (переворачивались с боку на бок, ложились на живот) и напоминали спящего человека. Кожные покровы были теплыми, розовой окраски, дыхание поверхностное. Больные могли легко контролировать свое состояние. Сохранялась ориентировка в окружающем пространстве. При наличии зрительных иллюзий или непсихотических галлюцинаторных образов отмечалось движение глазных яблок. Данное дремотоподобное состояние легко переходило в сон, из которого больные легко выходили спонтанно («легко проснулась») или вследствие окончания сеанса. После сеанса больные испытывали чувство отдыха, умиротворенности, уменьшения тревоги и болевых ощущений, некоторое улучшение настроения.

Развитие этого состояния в 50% проходило в два этапа. На первом этапе у больных отмечалось чувство расслабления с явлениями непатологической деперсонализации (тяжести или легкости в теле), а на втором — появление зрительных иллюзий или галлюцинаторных образов, изменение течения времени, гипермнезия, изменение эмоциональной сферы позитивного характера, вегетативная реакция по парасимпатическому типу. В большинстве случаев у больных развивался поверхностный сон.

Трансперсональный вариант

Встречался у 70% больных алкоголизмом, у 85% больных героиновой наркоманией, у 80% больных, злоупотребляющих стимуляторами.

В данной работе рассматривались трансперсональные переживания как комплекс вегето-психических проявлений, ведущим компонентом которых являлись зрительные и, в меньшей степени, тактильные и слуховые непсихотические галлюцинаторные образы (нередко наблюдались аллопсихические галлюцинации, когда больные видели, как «душа покидала тело, и это тело оставалось лежащим на матрасе»), сопровождающиеся эмоциональной и вегетативной реакциями, сомато-, алло- и аутопсихическая деперсонализации.

Непсихотические галлюцинаторные образы носили символический характер и необычный, подчас мистический, сюжет. Больные переживали перевоплощение в животных, птиц, насекомых и неодушевленные предметы, испытывали чувство полета, видели и принимали участие в религиозных сюжетах, сценах из сказок, путешествовали на другие планеты, встречались с другими цивилизациями, наблюдали зарождение жизни на Земле, перемещались в другие страны и века, участвовали в древних (языческих) обрядах и т. д. Больные испытывали эмоциональную включенность в данные переживания, хотя нередко осознавали всю их нереальность, необычность и сказочность. Одновременно они осознавали важность информации, которая скрывалась под «маской» этих переживаний, например, более терпимого отношения к психотравмирующим обстоятельствам, прощение обид на своих близких, необходимость самореализации и т.д.

Трансперсональные переживания были эмоционально окрашены: аффект носил экстатический характер с чувством восторга, радости, счастья и реже был негативным. При трансперсональном варианте ИСС наблюдалась гипостезия (вследствие ощущений «ползания мурашек», озноба, покалываний, вибраций в теле), которые быстро трансформировались в непсихотические тактильные галлюцинации, например, руки «превращались в крылья», ноги становились «ветвями деревьев» и т. д.

При трансперсональном варианте ИСС регистрировалась наибольшая выраженность изменений восприятия времени: тахи- и брадихрония — что было обусловлено эмоциональным состоянием во время сеанса и развивающимся сюжетом.

Деперсонализация (сомато-, алло- и аутопсихическая) в виде наделенности «сверхсилами и сверхвозможностями», перевоплощение в животных, когда больные перенимали повадки этих зверей (нападали на других животных, лазили по деревьям, парили в воздухе, ощущали царственность), превращались в лиц другой национальности, испытывали ощущение легкости в теле, «воздушности».

Вегетативные реакции протекали чаще по парасимпатическому типу: кожные покровы были теплыми на ощупь, розовыми, дыхание медленное и поверхностное, а временами отмечались задержки дыхания.

У больных начинало преобладать образное или абстрактно-логическое мышление.

Моторные реакции чаще характеризовались полной обездвиженностью, выражением восторга или мучений на лице (заострялись черты лица, текли по щекам слезы).

Больные не реагировали на происходящее вокруг, но сохраняли контроль за своими переживаниями и критическое отношение к ним (могли открыть глаза, осматриваться вокруг, чтобы убедиться в их нереальности и лишь затем позволяли переживаниям полностью поглотить их внимание).

Для проведения лучшего анализа трансперсональных переживаний в работе была предпринята попытка объединить их в группы.

Переживания, отражавшие вытесненные из сознания личностные особенности больных

А. Переживания, связанные с перевоплощением в животных, птиц, насекомых и неодушевленные предметы. Больные видели себя «агрессивными пантерами», «царственными львицами», «добрым лемуром», «свободной птицей», «камнем, лежащем на дне озера», «межзвездной пылью», «всемирным океаном», «быстрой и грациозной лошадью», «дельфином» и т. д.

Б. Переживание архитипических образов: «злой матери», которая «наказывает и ругает своего ребенка», «учителя восточных единоборств», «народного целителя, наделенного особым божественным даром», «проповедника мудрости» и т. д.

В. Переживание идентификаций с лицами другой национальности: «гордой и красивой испанкой, танцующей страстный танец», «папуасов, танцующих вокруг костра».

Переживания, отражающие психотравмирующие события и внутренние тенденции и желания, связанные с их разрешением

А. Религиозные переживания, основными сюжетами которых были посещения церкви, храмов и чувство «очищения»; сцены смерти, когда «дух», который обозначался больными как «Я», покидал тело (данные деперсонализационные явления часто сопровождались аллопсихическими галлюцинациями); картины Ада и Рая, встречи с небожителями («ангелами», «душами» умерших родственников или «злыми силами»); переживанием отпущения грехов, обновления, очищения, «чудодейственного исцеления», «покаяния» и «раскаивания».

Б. Сцены из сказок, чаще русских народных. Больные встречались с драконами, видели сцены сказочных превращений «чудовищ в красивых принцев», «гуляли в берендеевом лесу», парили в воздухе с эльфами».

В. Путешествия в космическом пространстве, ощущение полета отражали скрытое желание уйти от трудной, подчас неразрешимой ситуации. Больные представляли встречи с «инопланетянами», которые часто были значимы для них.

Переживания, отражавшие аффективный фон больных

Так, депрессивные состояния, возникающие на фоне абстиненции и сопровождавшиеся чувством тревоги, страха, агрессии, отражали картины «смерти», «захоронения», «путешествия в загробный мир», «борьбы со злыми силами», гибели цивилизации и «одиночества во всем мире»; чувство вины сопровождалось видением сцен унижения, оскорбления, презрения со стороны других.

Смена депрессивного фона сопровождалась чувством полета, «единения с другими людьми», «попадания в Рай», «исцеления живой водой».

Этапы развития трансперсонального варианта:

1 этап — вегетативных проявлений в виде онемения лица, рук, сухости во рту, чувства небольшого озноба или чувства жара.

2 этап — реальных непсихотических галлюцинаций: «дороги, ведущей в лес», «радуги», «лестницы, ведущей наверх», «гор», «водопада» и т. д.

3 этап — сомато- и/или аутопсихической деперсонализации: «ощущение надавливающей тяжести», легкости или «воздушности» тела.

4 этап — трансперсональных переживаний с разрешением в символическом виде проблем: «в меня стали вливаться силы, и я начал увеличиваться в размерах, и все, что пугало меня, стало маленьким».

Было также выявлено, что в трансперсональных переживаниях отражались защитные реакции в виде агрессивности (аутоагрессивности) или оборонительной позиции. Агрессивные и аутоагрессивные тенденции больные описывали как перевоплощение в хищных зверей: «грациозную пантеру, готовую напасть на свою жертву», «львицу», «барана, которого стали приносить в жертву какому-то языческому богу»,- переживаний смерти, когда «душа покидает его тело». Переживания, отражавшие пассивно-оборонительную позицию, включали в себя стремление уйти от непереносимой фрустрирующей ситуации. Например, «представила себя летящей в космическом пространстве, проносилась мимо других планет и очутилась на Марсе» или «я сокол, летящий в небе».

Таким образом, трансперсональные переживания, напоминая причудливый «фантастический мир сказок» со своими необычными сочетаниями и ассоциациями, в символической форме отражали биографический опыт личности. По сути они представляли собой мозаику, включающие следующие компоненты: 1) конкретные представления человека о себе, окружающем мире, сформированные на основе детских представлений, семейных традиций, мира сказок, мифов и религиозных воззрений; 2) текущих обстоятельств жизни (внутренних конфликтов, психотравмирующих обстоятельств и психического состояния, уровень фрустрации); 3) личностные особенности.

Трансперсональные переживания несли в себе мощный терапевтический потенциал, способствуя переводу организма на новый уровень психобиологического функционирования. В силу их большой информативности наблюдался процесс гармонизации сознания с «внутренним миром».

Таким образом, проведенное изучение ИСС, индуцируемых в процессе психотерапевтического воздействия, показало, что они имеют ряд клинических признаков, например, наличие контроля пациентов за своим состоянием во время сеанса и критическое отношение к переживаниям, непсихотический характер галлюцинаторных образов, иллюзий, непатологическую деперсонализацию и дереализацию и т. д., которые позволяют считать их непатологическими состояниями, близкими к гипнотическому сомнамбулизму и сновидениям.

В процессе анализа материала исследования эти ИСС были классифицированы как сновидческие состояния, которые могут быть объединены с физиологическими формами в группу непатологических состояний сознания. Вместе с патологическими состояниями сознания они образуют некий континуум, на одном полюсе которого располагаются непатологические состояния сознания, а на другом — патологические состояния сознания, расцениваемые ранее как осложнения гипноза, а именно истерические сумеречные состояния.

Безусловно, для уточнения этого предположения требуется проведение дальнейших исследований, включающих как изучение биохимических показателей, так и психобиологических характеристик. На данном этапе состояния изучения данной проблемы можно лишь подтвердить высокий «самоисцеляющий» потенциал ИСС.

Далее… “Практическая часть”

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Автор

Юрий Киселёв: Практикующий преподаватель йоги и дыхательных психотехник. Мастер восточных массажей и телесно-ориентированной терапии.