Трансперсональная психотерапия и холотропное дыхание как метод реабилитации больных хроническим алкоголизмом и наркоманией

Теоретическая часть

Основные принципы и задачи трансперсональной психотерапии

Трансперсональная психотерапия (ТП) представляет собой современное направление психотерапии, использующее измененные состояния сознания с целью изменения отношения больного к проблеме, самому себе, психотравмирующим факторам и устранения патологических симптомов и выработке новых стереотипов поведения и мироощущения.

Для индуцирования ИСС в методике ТП используется глубокое интенсивное дыхание (гипервентиляция). Данные исследования гипервентиляционной цепочки гомеостаза показали, что биохимические изменения в мозге весьма напоминают те, которые возникают под действием психоделиков. А это означает, что интенсивное дыхание может быть неспецифическим катализатором глубинных психических процессов, наряду с психоделическими веществами. Глубокое дыхание, совершаемое в быстром темпе в течение длительного времени, сопровождаемое специально подобранной музыкой способно вызвать глубокие трансформирующие переживания.

ТП использует потенциал психики к самоисцелению, участник сеанса за короткое время получает о себе обширные новые знания, а главное — развивает у себя чувство уверенности и контроля, он начинает понимать, что единственный человек, который ему действительно может помочь — это он сам.

Кардинальной особенностью ТП является то, что в ней в первую очередь активируются переживания, которые с эмоциональной точки зрения являются наиболее важными. Как будто в психике существует радар, сканирующий все пространство и обнаруживающий то место, где имеется проблема. Другими словами, проблема автоматически появляется, если она готова для проявления и разрешения. Очень часто это отличается от мыслей терапевта и пациента о том, что является проблемой вообще и какую проблему нужно разрешить в частности. Многие возникающие проблемы совершенно неожиданны, но выбор, вероятно, осуществляется безошибочно. В настоящее время не существует научной теории, объясняющей это. Не может быть это объяснено и в рамках традиционных представлений. Несмотря на это, тот положительный терапевтический эффект, который был получен при лечении больных алкоголизмом и наркоманией, заставляет более внимательно отнестись к этому нетрадиционному психотерапевтическому методу.

Сеанс ТП характеризуется следующими особенностями. Гипервентиляция вызывает сдвиг гомеостатического равновесия, и организм отвечает на изменение биохимизма внутренней среды, в частности, вынесением на «поверхность» различных старых, глубоко укоренившихся эмоциональных напряжений, избавляясь от них разрядкой на мышечном уровне. Эта разрядка проиходит в двух формах — либо в форме катарсиса, отреагирования с драматическими движениями тела, криком, тремором, подергиваниями, кашлем, а иногда даже рвотой, либо в форме поверхностного напряжения и спазмов мышц. При этом в конечностях развиваются характерные временные контрактуры, которые с традиционной точки зрения являются типичным физиологическим ответом на гипервентиляцию и защелачивание крови (судорожное мышечное напряжение и карпопедальные спазмы — спазмы кистей и стоп). Однако по мере продолжения дыхания это состояние значительно ослабляется, или даже совсем проходит, что нельзя объяснить чисто биохимически, так как гипервентиляция продолжается.

Указанные явления имеют сложную психосоматическую структуру и особый психологический смысл для каждого конкретного человека. В большинстве случаев можно найти специфические биографические, перинатальные (периода рождения)или трансперсональные источники этого психосоматического дискомфорта, возникающего во время сеанса ТП. Например, когда в кистях и стопах развиваются спазмы, они обычно отражают глубокий конфликт между сильными побуждениями и тормозящими, сдерживающими влияниями. В таких случаях часто выявляется наличие подавленной агрессии, невыражавшихся сексуальных тенденций или других неосуществленных импульсов по отношению к другим людям. Периферический разряд этих эмоциональных проблем в форме мышечных спазмов во время дыхательного сеанса собственно и отражает это динамическое равновесие, включающее одновременную активацию сгибателей и разгибателей сравнимой интенсивности.

Иногда болезненное мышечное напряжение может отражать «заблокированный» творческий импульс, например, нереализованное некогда стремление играть на музыкальном инструменте, танцевать, заниматься ремеслом. Человек явственно ощущает устранение блока и освобождение подавленного аффекта, что нередко практически подтверждается в дальнейшем его успехами, кажущимися многим близким ему людям неожиданными, в живописи, танцах, литературной деятельности, ремесле и проч.

Снятие напряжения устраняет мышечные спазмы, в руках и ногах устанавливается также нормальная циркуляция крови, что более заметно у людей, которые в повседневной жизни страдали от плохого периферического кровообращения и жаловались на холодные кисти и стопы.

Источником болей и напряжений могут быть воспоминания о прежних физических травмах или операциях, а также о своем биологическом рождении. Можно предположить, что в процессе рождения младенец чувствует себя, словно пойманный в ловушку — боль, удушье, крайняя тревога порождает огромное количество нейрональных стимулов, не находящих периферического выхода и вытесняемых в бессознательное. В сеансе ТП заблокированные тогда проблемы выходят на поверхность хотя для запоздалого, но разрешения. Это проявляется в сильных и часто болезненных мышечных спазмах в руках, ногах и во многих других частях тела.

Немало людей в повседневной жизни страдает головными болями, имеющими характер мигрени, «напряжения», ремня вокруг головы. Часто это проявление конфликта личности между желаемым и возможным.

Иногда напряжение мышц вокруг рта, смыкание челюстей, зажим горла и ощущение удушья может быть связано с жизненными ситуациями, которые угрожали прервать снабжение организма кислородом (пневмония в детстве, дифтерия, угроза утопления), а также различными особенностями биологического рождения (например, обвитие пуповины). То же самое можно сказать о блокадах и напряжениях в других областях — шее, животе, длинных мышцах спины, пояснице и ягодицах, которые связаны с различными темами биографической, перинатальной и трансперсональной природы.

Ст. Гроф утверждает, что алкоголизм и наркомания также имеют перинатальные корни. Особое значение имеет свободное использование анестезии во время родов; определенные вещества, примененные с целью облегчения боли матери, учат новорожденного на клеточном уровне видеть состояние, вызванное препаратом, как естественный путь для бегства от боли и трудных эмоций. Эти открытия недавно были подтверждены клиническими исследованиями, связывающими различные формы суицидального поведения со специфическими аспектами биологического рождения. Среди них выбор самоубийства при помощи наркотиков был связан с использованием анестезии во время родов.

В типичном дыхательном сеансе ТП напряжение и блокады должны быть усилены и проявлены. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, разрешения и снятия. Участников сеанса поощряют к эмоциональному и динамическому проявлению, рекомендуя настраиваться на возникающий поток эмоций. В этих условиях участники сеанса зачастую принимают необычные позы, издают странные звуки, делают неожиданные движения, что способствует интеграции бессознательного материала, разрешению внутренних конфликтов.

Таким образом, ТП — это принципиально новый, сочетающий в себе интенсивное дыхание, специально подобранную музыку и физические воздействия психотерапевтический метод, который в ИСС активирует самые глубокие пласты личности и интегрирует их в очищающем, хотя порой и мучительном переживании.

Характеристика измененных состояний сознания, возникающих в процессе проведения сеансов трансперсональной психотерапии

В доступной нам литературе, посвященной современным методам психотерапии, большое внимание уделяется ИСС как одной из основных проблем современных научных исследований. Несмотря на существование большого количества исследований, посвященной этой проблеме, многие клинические, нейробиологические и психологические ее аспекты остаются до сих пор неразработанными. Этот факт можно объяснить следующими причинами: 1) трудностями, связанными с терминологией и номенклатурой синдромов расстроенного сознания; 2) отсутствием четкости понятий «психика» и «сознание» и определенности в отношении их разграничения в норме и патологии; 3) отождествлением понятий «сознание» и «бодрствование».

Длительное время все многочисленные формы ИСС классифицировались в рамках синдромов помрачения сознания. В качестве кардинальных критериев патологического сознания приводились следующие:

отрешенность от реального мира, выражающаяся в неотчетливом восприятии окружающего, затруднении фиксации или полной невозможности восприятия, фрагментарном отражении реальных обстоятельств;
обязательное присутствие выраженной в той или иной мере дезориентировки во времени, месте, окружающих лицах, ситуации;
бессвязности мышления, выраженное ослабление суждений, отсутствие запоминания происходящих событий и субъективных болезненных явлений: частичная или полная амнезия периода помрачения сознания;
Однако уже на начальных этапах изучения проблемы патологического состояния сознания стало очевидным существование различных уровней изменения (нарушения) сознания и их взаимопереходов. Еще Корсаков С.С. (1901 г.), изучив самонаблюдения физиолога Герцена А. А., писал о том, что «…бывают бессознательные состояния и различные переходы к ясному сознанию: то в форме простого чувства существования, то в форме хаотического сознания, то в форме смутного осознавания различия себя и внешнего мира, то, наконец, в форме различных степеней осознавания взаимного отношения внешних явлений между собой».

В дальнейшем исследования Герцберга М.О., Лукомского И.И., Мясищева В.Н. подтвердили наблюдения Корсакова С.С. Так, Герцберг М.О. (1961 г.) отметил, что в клинической практике наблюдаются случаи нарушения сознания, не укладывающиеся в схему «помраченное — ясное сознание.

Лукомский И.И. (1966 г.) выделил целую группу «парциальных расстройств сознания», которую, по его мнению, следует четко отграничивать от синдромов «диффузных расстройств сознания» и необходимо сохранить как самостоятельную в психиатрической семиологии.

Мясищев В.Н. (1966 г.) предложил систематику патологии сознания с учетом разных ее планов и уровней. В ней фигурируют, во-первых, клинические формы диффузных расстройств сознания в виде оглушения, помрачения, сужения, спутанности, аменции и т. д., возникающие в результате нарушения ясности, отчетливости отражения, утраты связи.

Однако необходимо отметить, что в последние годы наметилась тенденция разделения сознания на различные составляющие, в которых одной из ведущих структур является бессознательное.

В связи с этим сформировался принципиально другой научный подход и к проблемам нарушения сознания. Возник новый термин «измененные (необычные, особые) состояния сознания». Однако относительно трактовки этого термина и понимания сущности ИСС наблюдается значительное расхождение во мнениях.

Описанию специфических феноменов ИСС посвящен большое количество исследований, проводимых в области трансперсональной психологии и психотерапии (Walsh R.N., 1980, Fadiman J., 1980, Vaugan J., 1980, Welwood J., 1983, Гроф С., 1990, 1993, Налимов В.В., 1989). Однако в этих областях сформировался чисто идеалистический подход во взглядах на природу человека, и, как следствие этого, ИСС рассматриваются как «истинный духовный опыт», «внетелесный опыт космического сознания», который является достоверным и подтверждает существование других реальностей, через познание которых в опыте «мистических откровений» происходит исцеление, духовное преобразование личности, а также реализация потребности человека в эволюции сознания.

Термин «измененные состояния сознания» является традиционным в психиатрической литературе (Гиляровский В.А., 1936, Снежневский А.В., 1970, Рыбальский М.И., 1989, Колосов В.П., 1994, Фролов А.В., 1994 и др.) и несет в себе философское, а не клиническое содержание, которое означает непатологические состояния сознания с комплексом неспецифических переживаний.

К ИСС традиционно относят:

ИСС, возникающие в обычной жизни каждого человека, которые являются физиологическими для организма и выполняют саморегулирующую функцию. Это такие разнообразные феномены, как «высокие переживания любителей классической музыки», религиозные чувства верующего человека — состояние «благодати», творческого вдохновения, состояния любви, «второго дыхания» у бегуна и т. д.
ИСС, возникающие в виде «аффективного прорыва» в экстремальных ситуациях, которые некоторыми исследователями квалифицировались как состояния дезадаптации психической деятельности. К ним, по определению Ю.А. Александровского (1976), принято относить те ситуации, в которых под воздействием психогенных факторов психофизиологические и социальнопсихологические механизмы, исчерпав реальные возможности, более не могут обеспечивать адекватное отражение и регуляторную деятельность человека. Иными словами, в этих случаях происходит прорыв адаптационного барьера, «ломка» динамических стереотипов в центральной нервной системе, сложившихся в процессе онтогенеза, и возникают расстройства психической деятельности.
Анализ литературных данных, посвященных проблеме «экстремальности», показал, что состояния дезадаптации могут возникать под влиянием как одномоментного, но достаточно выраженного по силе психологического или физического воздействия, так и в ситуациях, вызванных относительно слабыми, но длительно действующими факторами.

Как сообщают некоторые авторы (Теплов Б.М., 1961, Лебедев В.И., 1989), в состоянии кризиса (дезадаптации) происходит нарастание глубокого внутреннего конфликта, когда ломаются и перестраиваются все прежние отношения к миру и к самому себе, осуществляется психологическая переориентация, устанавливается новая система ценностей и изменяются критерии суждений, когда происходит распад одной и зарождение другой идентификации, у человека довольно часто появляются грезы, тревожность, страх, эмоциональная лабильность и другие состояния. По мере выхода из кризиса человек переоценивает духовные ценности, переосмысливает смысл жизни, начинает новый путь и по-новому видит свое место в ней, т.е. возникает психическая переадаптация.

Долгое время у исследователей существовала точка зрения, что по своей сути состояния дезадаптации представляют собой патологические расстройства психики, так как ИСС, возникающие в условиях изоляции и сенсорного голода имеют характеристики на первый взгляд сходные с психопатологическими картинами при различных психозах. Это давало основание предполагать о некоторой общности механизмов, лежащих в их основе.

Смулевич А.Б. (1983) высказал точку зрения, что классификация ИСС, моделируемых с помощью сенсорной изоляции, в рамках расстройства психической деятельности неправомерна. По его мнению, несмотря на наличие выраженных изменений аффекта, иллюзорных и галлюцинаторных образов, явлений деперсонализации и дереализации, изменений поведения, у индивида сохраняется критическое отношение к ситуации (исследуемый осознает свою безопасность и тот факт, что он участвует в эксперименте) и к переживаниям, а также наблюдается завершение переживаний с окончанием эксперимента и быстрое восстановление психических функций.

ИСС, индуцируемые различными психотерапевтическими методиками и фармакологическими средствами

Терапевтические возможности трансовых (Ледер, 1990), гипнотических (Жане П., 1913, Шарко М., 1885, Буль П.Н., 1974, Шерток Л., 1992, Сумбаев И.С., 1946, Рожнов В.Е., Бурно М.Е., 1976, Бурно М.Е., 1978, Каравирт, 1980 и др.), необычных (Гроф С., 1992), измененных (Налимов В.В., 1989) состояний сознания известны с древних времен и широко использовались в практиках шаманизма, различных медитациях, храмовых обрядах.

Опыт клинического изучения ИСС, индуцируемых различными психотерапевтическими методами, до последних лет в основном ограничивался лишь изучением гипнотических феноменов (гипнотический транс является частным вариантом ИСС), которые впервые были открыты Месмером А. В 1779 г. во время его экспериментов с «магнетическими металлами». Он считал, что при проведении сеансов от одного субъекта к другому передаются «магнетические флюиды», вызывающие терапевтический криз (типа конвульсионного). Baille (1784) дал следующее описание поведения больных в гипнозе: «Больные ищут контакта, спешат на встречу друг с другом, улыбаются, ласково разговаривают и стремятся взаимно облегчит приступы конвульсий».

Дальнейшему изучению гипноза были посвящены работы Жане П. (1913), Шарко П. (1885), Косторума С. И (1962), Буля П.Н. (1974), Рожнова В.Е. (1976), Hull (1933), White (1941), Sarbin (1950), Orue (1959), Brotteauh (1936), Jones (1925), Fenichel (1953), Liebault (1891) и др.

Результатом этих исследований явилось создание теорий, дающих объяснение гипнотическим феноменам:

Теория, рассматривающая гипноз как состояние повышенной внушаемости

Сторонники этой теории изучали гипноз в аспекте концепций Бернштейма, который утверждал, что гипнотизма нет, есть только внушаемость».

Теория диссоциации сознания в гипнозе

Основоположником данной теории явился Жане П. (1913), который рассматривал гипноз как «диссоциацию сознания».

Суть его теории заключается в том, что какие-то «течения сознания» могут «отделяться» и брать на себя «автоматическую» активность. Крайняя степень диссоциации сознания выражается раздвоением личности или появлением так называемых множественных личностей, которые имеют «свой способ действия, свой способ мышления, свой характер, свои капризы, вкусы, волю». Расщепление психики возможно лишь тогда, когда сила психического синтеза ослабляется и наблюдается сужение сознания, которое приводит к активизации низких ориентаций сознания (рассеянность, страсть, страх, инстинкт и т.д. ). Подобная ситуация возникает в состоянии спонтанного сомнамбулизма или вне его. Прочие гипнотические феномены автор рассматривает как проявления неполной диссоциации.

Авторы, в работах которых получили дальнейшее развитие взгляды Жане, продемонстрировали, что в механизме диссоциации психики важную роль играет бессознательное.

Далее… “Психоаналитическая теория”

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Автор

Юрий Киселёв: Практикующий преподаватель йоги и дыхательных психотехник. Мастер восточных массажей и телесно-ориентированной терапии.